Форум » Кино, музыка, чтиво и художества :-) » Про чтиво » Ответить

Про чтиво

Юлия: Что и зачем мы будем читать в этом году У писателей, читателей и просто сочувствующих состоялось открытие сезона: стартовала литературная гонка за награды и премии этого года. В апреле объявили шорт-лист «Национального бестселлера», первой из трех наиболее влиятельных отечественных книжных премий, и лонг-лист «Большой книги» - теперь членам жюри вместе с интернет-пользователями и простыми смертными будет что читать все лето. А первые победители станут известны уже в начале июня Война и роды Шорт-листы двух крупнейших литературных премий - «Большой книги» и «Русского Букера» - объяв-ляют в конце мая и в октябре соответственно. Они окончательно определяют читательские приоритеты: становится ясно, что непременно нужно прочитать в этом году. Но первая шестерка лидеров уже предъявлена, так что делать ставки, строить предположения и просто читать книги можно уже сейчас. По шорт-листу «Нацбеста» хорошо видно, что занимает читателей и писателей сегодня, чего они боятся и на что надеются. Симптоматично (особенно после августовских событий прошлого года), что главной темой стала война и все, что с ней связано. Литература - медленная вещь: военный опыт и травмы нынешнего поколения писатели предпочитают прорабатывать все еще на материале Великой Отечественной. Тут и попытки создать новый миф о войне, и стремление рассказать о поколении, которое на войну уже не попало, но жило рассказами о ней - как в романе Андрея Геласимова «Степные боги». Это книга о первом послевоенном лете в забайкальских степях. Местные мальчишки играют в войну и ищут по кустам и оврагам Гитлера, а главный герой и рассказчик, 11-летний Петька, тайком общается с японскими пленными, которые торчат в этих местах еще со времен Халхин-Гола. Илья Бояшов (который, кстати, уже получал «Нацбест» два года назад) написал о Великой Отечественной войне своего рода мистическую поэму в прозе - «Танкист, или "Белый тигр"». После Курской битвы в одном из советских танков находят смертельно раненного танкиста. Вопреки законам медицины боец не умирает, а возвращается на фронт и начинает охоту на немецкий танк-призрак «Белый тигр». Попытки переосмыслить войну через миф и сказку приобретают все большую популярность: Великая Отечественная уже отодвинулась во времени достаточно далеко, чтобы о ней можно было рассуждать в терминах героического эпоса, а современное общество для нового эпоса как раз дозрело. Впрочем, страх перед войной - прошлой, настоящей и, возможно, будущей - у нас не единственный. В последние несколько лет стали распространяться страхи «демографического» происхождения - например, страх родить больного ребенка. В шорт-лист «Нацбеста» попал полуавтобиографический роман лауреата премии «Дебют» за 2005 год Александра Снегирева «Нефтяная Венера» - история о тридцатилетнем парне, который неплохо зарабатывал и был в целом доволен жизнью, несмотря на наличие сына с синдромом Дауна. А все потому, что о больном мальчике заботились бабушка с дедушкой - пока не умерли почти в один день и герой не остался один на один со своим ребенком. Такой традиционный кошмар поколения «кидалтов» (инфантильных взрослых) и «чайлдфри» (людей, выступающих за бездетность). Остальные участники шорт-листа отражают скорее не популярные темы, а жанры. Книга Германа Садулаева «Таблетка» - написанный явно под влиянием Пелевина авантюрный роман, где нашлось место и офисно-менеджерским реалиям 2000-х, и Хазарскому каганату. Книга Сергея Носова «Тайная жизнь петербургских памятников» - дань нон-фикшну, который нынче в моде, тем более в форме краеведческих и архитектурных эссе. А эстетский роман Сергея Самсонова «Аномалия Камлаева» о гениальном композиторе и его взаимоотношениях с окружающим миром - дань интеллектуальному снобизму, который тоже никогда не устаревает. Седьмого июня выяснится, что победит: война, демография или литературные изыски. В отличие от других премий, в «Нацбесте» обсуждение гласное: каждый из членов жюри должен будет объявить свой выбор публично и объяснить его. Выбирать будут режиссер Михаил Калатозишвили, ресторатор Дмитрий Борисов, журналист Андрей Колесников (из «Центра политической философии»), питерский астроном Константин Холшевников, лауреат «Нацбеста» прошлого года Захар Прилепин и теле- и радиоведущая Ольга Шелест. Премии и читатели Любая премия - это прежде всего рекомендация читателям. Самые авторитетные российские премии делят литературу между собой почти без остатка: то, что не попадает в поле их внимания, почти всегда проходит мимо простой публики. Но у каждой большой премии есть свои предпочтения, так что их рекомендации никогда не бывают полностью бескорыстными и объективными, поэтому «абсолютный чемпион» России среди писателей, признанный всеми существующими жюри, вряд ли когда-нибудь появится. Девиз «Национального бестселлера» - «Проснуться знаменитым». Предполагается, что в финале талантливый, но никому не известный победитель должен внезапно превратиться в звезду всероссийского масштаба. Впрочем, за 19-лет-нюю историю «Нацбеста» этот принцип не раз нарушался - особенно вопиюще в 2004 году, когда «проснуться знаменитым» предложили Виктору Пелевину. Вторая особенность «Нацбеста» - скандалы и награждение самых маргинальных маргиналов. Как, например, в 2002-м, когда победил роман Александра Проханова «Господин Гексоген». Присуждение награды провокационной книге о том, как российские спецслужбы из лучших побуждений взрывают в Москве жилые дома, вызвало возмущение почти у всех. А организаторы премии довольно потирали руки: об их детище заговорили. Нагнетание эмоций вокруг лауреата - одна из непременных составляющих «Нацбеста»: его чаще всего получают как раз «скандалоемкие» авторы. Потому что иначе победитель проснется не знаменитым писателем, а всего лишь писателем, неожиданно разбогатевшим на 250 тыс. рублей (премиальный фонд этого года). Остальные премии будут ориентироваться на нацбестовский шорт-лист. Букеровское жюри, например, очень не любит пускать лауреатов «Национального бестселлера» в свой финал. Костяк жюри «Русского Букера» состоит из профессиональных критиков, которые чаще всего руководствуются желанием поддержать «высокую литературу» и ничего не дать книгам с малейшим намеком на хороший коммерческий потенциал, который обеспечивается именно скандальностью. Победитель «Большой книги» определяется голосованием почти ста человек, среди которых люди самых разных - творческих и не очень - профессий, в том числе и очень далеких от литературы и книг вообще. И голосуют они, как правило, в пользу той книги, которую в обществе обсуждали весь премиальный год. Так было с биографией Бориса Пастернака, написанной Дмитрием Быковым, и с книгой «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилы Улицкой, и с «чеченским» романом «Асан» Владимира Маканина. Так что фаворит определится естественным образом ко второй половине осени, когда книги пройдут проверку общест-венным мнением - в первую очередь телевидением и интернетом. «Большая тройка» и «НОС» Литературные премии удачно расположены в календаре. Перед летними отпусками - легкомысленный и непредсказуемый «Национальный бестселлер», в декабре - рекомендации для чтения в зимние каникулы от «Большой книги», а также «Русский Букер», подводящий итоги года в области серьезной прозы. В этом году к ним может прибавиться еще один конкурент: премия «НОС», которую учредил Фонд Михаила Прохорова. Название - дань юбилею Гоголя. Но есть и подтекст: «НОС» - это «новая словесность». Награждать будут за все инновационное в литературе. Переводя на русский язык - за все новое. Судя по всему, «всем новым» в первую очередь считается документальная проза: жизнь почти всегда богаче и интереснее художественной литературы.

Ответов - 76, стр: 1 2 3 4 All

кокованя: обычно не читаю лауреатов. Методом тыка нахожу в скудных наших книжных магазинах нужное. Люблю фэнтези: Валентинов, Олди, Панов. Началось увлечение с серии "Трое из леса" Никитина. К сожалению, последующие его книги читать тяжеловато. Особо про космос. По ходу, везде "верхушки снимаю" -- философии немного, немного детективов, классики.

Barmaglot: да, с лауреатами тяжеловато. как-то не воспринимаю новую волну писателей. прочитаешь, а внутрях ничего не остается. лица у всех одинаковые. главный герой только одежки меняет. в пиджаке и с пистолетом - ооо...детектив, с плащом и мечем - ооо...историческая романа, выкидывает меч и берет волш. палочку - ооо, фэнтази, однако, напялил скафандр - космическая опера. из того что читал, только Пелевин остался и прочно утвердился на полке. остальные так, просто убить три часа времени.

MotaMota: Во многом согласен. Неплохих западных авторов читать невозможно из-за корявого перевода, а отечественная литература пестрит клонами. Однако и неплохие авторы тоже есть Генри Лайон Олди (Громов и Ладыженский), Бушков, Лукин, Мазин, Еськов и т. д. Это если о фантастике говорить, я в основновном её читаю.


Эллочка: а я читаю всё, что под руку попадется. Читайте - всё интересное мне, что попадется под руку. Читай - то, что попадется мне под руку, мне интересно.... и т.д. :)

MotaMota: Интересный подход.

Эллочка: А чем интересный?

MotaMota: MotaMota пишет: всё интересное мне, что попадется под руку. Читай - то, что попадется мне под руку, мне интересно.... и т.д. Столько слов, вместо того, чтобы сказать "всё подряд". Хотя, "говорю, что думаю", совсем не то, что "думаю, что говорю".

Эллочка: вот-вот. всё подряд это всё подряд, а всё интересное - это другое...

Barmaglot: Hail. залез давеча на свою книжную полку и решил составить список того, что каким-либо образом повлияло на меня. интересная весчь, полки забиты, а список не большой)). остальное значится можно ф топку)). Амос Тутуола - по-моему нигериец, потрясающий чувак. сборник повестей нашел в макулатуре, так он со мной и остался)). одни названия чего стоят: "Путешествие в город мертвых или Пальмовый пьянарь и его упокойный винарь", " Перистая женщина или колдунная владычица джунглей". берите что попадется, думаю не пожалеете. Э. Берджес - заводной апельсин. С. Кубрик снял по ней фильм. до фильма руки так и не дошли (второй год ждет своего часа))) а книга очень даже ничего. Кобо Абэ - Женщина в песках. вещь совершенно дикая. японец, одним словом. Пелевин - все что попадется. Ч. Диккенсон - Посмертные записки Пиквикского Клуба. это совсем не тот Диккенсон которого мы знаем, и все же чудо как хорош. С. Лем - все. в активе у него не только Солярис. но и много всего вкусного. О. Генри - все. все, всем и всегда. из любимых. Г.Г. Маркес - Сто лет одиночества. Ильф и Петров - 12 стульев и Золотой теленок. ну это все знают)). С. Кинг - все. вроде и жанр несерьезный, а люблю. Стругацкие - все что попадется. пласты, грани, копи. Д. Хармс - что нибудь)). не смею рекомендовать, ибо немногие воспринимают, но попробовать надо. Ф. Кафка - Процесс, Замок. см. выше. Л. Кэрролл - Алиса. а вот это уже всем. Р. Асприн - мифология и мифотворчество. 12 или 13 книг. всем кто считает, что смеятся не грех, а грех - не смеяться. Р. Брэдбери - все. нет дома - купите, нет денег - возьмите у знакомых, не дают - украдите. за него карма не ухудшится. где угодно, когда угодно и любыми путями. но обязательно книгу. никаких электронных вариантов. Ф. Достоевский - преступление и наказание. для начала. в школе ведь не читаем, а если и читаем, то не понимаем. сейчас самое время. Булгаков - Мастер и Маргарита. надо. пока все. поднапрягу извилины и дальше продолжу))

Эллочка: Barmaglot пишет: до фильма руки так и не дошли а зря. я вот не читала и не буду. Кубрик - мастер. Нужно посмотреть. Могу дать, правда, у меня видеокассета и в оригинале.

Эллочка: Амос Тутуола, Кобо Абэ, С. Лем, Стругацкие, Д. Хармс, Р. Асприн - кого из них прочесть? Времени мало, а чтонить почитать хо. С остальными знакома.

Barmaglot: а зря. я прочел и не жалею). Кубрик, действительно мастер. как нибудь соберусь и посмотрю. у меня двд и с переводом)).

Эллочка: А зачем жалеть? ВСЁ, что мы сделали - нужно было в определённый период.

Barmaglot: Эллочка пишет: кого из них прочесть? Времени мало, а чтонить почитать хо. вы готовитесь встретить старуху с косой? если да, то лучше в монастырь (на всякий случай)). если нет, значит времени хватит.

Эллочка: круто. да. Вы, Бармаглот, меня обезоружили.

Папа Иоанн VIII: Кафку читать копец сложно, Замок так и не осилила, а рассказы прочитала. Мне один запомнился: молодой человек, обремененный хреновой работой с целью поддержания неработающего семейства в виде старых родителей и пока неработающей сестры однажды утром проснулся... насекомым. Даааааа, ощущения вам скажу от прочтения... далее рассказывать не буду -- прочтите. Сейчас взялась за Солженицына, я не все у него читала. В "В круге первом" в самом начале упоминание Джезкагана дважды. Еще скачала пару аудиокниг, на днях хочу послушать, потом расскажу про ощущения -- для меня сие внове, у нас в продаже не видела. А может я отстала от прогресса и давно не была в магазинах, где продаются диски?

Полина: А мне "замок" очень понравился. Ах, землемер. У меня аж все кипело внутрях, пока читала.. , будь я на его месте повесилась бы в первый же день, эта бредовая ситуация... ух, пора перечитать. А первым, что было мной прочитано у Кафки, был рассказ "В исправительной колонии" Изобретенная машина у виновного и осужденного на смертную казнь на спине вырезала статью обвинения. Ну тяжелый рассказ, что тут скажешь.. А как он слизывал кашу с тарелки.. Да и конец... Все люди сво..! "Замок" мне был ближе. Что-то навеяло и вспомнилась "Женщина в песках" - шедевр не иначе.

Полина: Несколько лет назад был телепроект "Большой брат", о котором взахлеб мне рассказывала знакомая, и так, говорит, интересно, идея такая хорошая.. Возьми да и спроси я у нее, кто такой Джордж Оруэлл... Зря спросила.. "1984", "Скотный двор", лет надцать назад мне очень понравились. Еще чуть позже попалась мне "Игра в бисер" Германа Гессе, читайте господа и дамы!

Папа Иоанн VIII: "Скотный двор не читала", а 1984 мне уж больно показалось похоже на наши времена во время Сталина -- время репрессий (как Солженицына перечитываю).

Yogurt: вот, собственно, из "повлиявшего". из того, что оставило (в самое разное время и по своему) свой след.. то, что впечатляло: «Райские Псы» Абель Поссе «Шатуны» Юрий Мамлев «Волшебник» Набоков (тот самый) «Назову себя Гантенбайн» Макс Фриш «Колеблемый треножник» Ходасевич «Город Н» Леонид Добычин «Ким» Фридрих Горенштейн «Гражданин вода» Николай Баршев «Распад атома» Георгий Иванов Андрей Платонов - всё «Школа Для Дураков» Саша Соколов "страна австралия" алекс Хургин Равновесие света дневных и ночных звезд" валерия нарбикова "Полутораглазый Стрелец» Бенедикт Лифшиц «V.» Томас Пинчон "элементарные частицы" Уэльбек Борхес - всё «Мелкий бес» Федор Сологуб "пруд" Ремизов «черная весна» Генри Миллер «золотой храм» Юкио Мисима «Тортилья флэт» джон Стэйнбек Джозеф Конрад «сердца тьмы» «Попугай Флобера» джулиан барнс «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса « Музиль «Циники» Анатолий Мариенгоф



полная версия страницы